Используя этот сайт, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями использования.
Принимать
Городской портал ИжевскаГородской портал Ижевска
  • Главная
  • Категории
    • Удмуртия
    • Новости
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
    • Бизнес
    • Спорт
    • Развлечения
    • Мода
    • Здоровье
  • Блог
Поиск
  • Правила пользования веб-сайтом
  • Политика конфиденциальности
© 2022 Новостной портал города Ижевска. Все права защищены.
Чтение: От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм
Делиться
Уведомление
Последние новости
Избивший третьеклассника “за поддержку Украины” первоклассник извинился перед ним
Общество
К границам США приближаются ещё два аэростата из Китая
Новости
Экс-советник Кучмы Соскин: политика Зеленского завершится диктатурой на Украине
Политика
АвтоВАЗ выкупил бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге за €1
Бизнес
Журова обрисовала перспективы лишившегося стоп Костомарова
Спорт
Аа
Городской портал ИжевскаГородской портал Ижевска
Аа
  • Бизнес
  • Политика
  • Путешествия
  • Развлечения
  • Наука
  • Технология
  • Мода
Поиск
  • Home
    • Home 1
    • Default Home 2
    • Default Home 3
    • Default Home 4
    • Default Home 5
  • Categories
    • Технология
    • Развлечения
    • Путешествия
    • Мода
    • Бизнес
    • Политика
    • Наука
    • Здоровье
  • Bookmarks
  • More Foxiz
    • Sitemap
Подписывайтесь на нас
  • Правила пользования веб-сайтом
  • Политика конфиденциальности
© 2022 Новостной портал города Ижевска. Все права защищены.
Городской портал Ижевска > Блог > Развлечения > От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм
Развлечения

От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм

Последнее обновление: 22.01.2023
admin
Делиться
7 мин. чтение
ПОДЕЛИТЬСЯ

От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов». Фото: Культурный центр «Зотов»

Культурный центр «Зотов» открылся выставкой «1922. Конструктивизм. Начало», которая рассказывает об истоках конструктивизма и его проявлениях в архитектуре, литературе, музыке, театре, кино и жизни 1920-х годов

Здание хлебозавода № 5 им. В.П.Зотова в Москве — образцовый пример промышленного конструктивизма. Архитектурное решение здесь следовало за инженерным: кольцевой конвейер был вписан в цилиндрический фасад. Производственный процесс — от муки к выпечке — шел сверху вниз. Сегодня же, двигаясь снизу вверх по двум этажам выставочного пространства, можно увидеть, как происходила формовка самого конструктивизма. Такую возможность дает выставка «1922. Конструктивизм. Начало» — дебютный проект центра «Зотов», открытого в стенах бывшего хлебозавода в ноябре прошлого года.

От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм

Здание центра «Зотов». Фото: Культурный центр «Зотов»

Поскольку центр авангарда в Москве уже есть, «Зотов» решил занять более узкую нишу, позиционируя себя как центр исследования теории и практики конструктивизма. Открыться удалось к красивой дате — 100-летию направления. Впрочем, отметить вековой юбилей можно было и раньше, ведь Владимир Татлин заложил основы конструктивизма еще во второй половине 1910-х годов, а Первая рабочая группа конструктивистов была создана в 1921-м. Но именно в 1922 году, с выходом книги Алексея Гана «Конструктивизм», сам этот термин был печатно «запатентован». Тогда же можно зафиксировать выход конструктивизма в практическую плоскость и начало его расцвета.

От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм

«Звездная азбука» Велимира Хлебникова в кубиках Петра Митурича. 1919–1921. Факсимиле. 2016. Фото: Культурный центр «Зотов»

Но не следует ждать от премьерной выставки в «Зотове» образцово-показательных примеров этого направления. Состав экспонатов — от «Звездной азбуки» Велимира Хлебникова в картонных кубиках Петра Митурича до видеозаписей биомеханических упражнений Всеволода Мейерхольда — способен удивить. Дело в том, что кураторы: Константин Дудаков-Кашуро, Анна Замрий и Полина Стрельцова — не стремились создать хрестоматию. Перед ними стояла задача выявить истоки конструктивизма, а также его проявления в разных областях искусства — от музыки и театра до танца и кино. И тем самым, вероятно, обозначить контуры будущих проектов.

Первый этаж экспозиции служит своего рода прологом к основной теме, знакомя зрителя с экспериментами раннего авангарда. Мы видим, как художники движутся в своих поисках от композиции к конструкции и построению, проявляя все больший интерес к линии, плоскости, фактуре. И не только художники, но и поэты. Так, Хлебников воспринимал слова как «строительные единицы» текста, а в своей сверхповести «Зангези» заменил главы плоскостями.

От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов». Фото: Культурный центр «Зотов»

Учитывая стремительные темпы развития авангарда в 1910-е годы, можно заключить, что, скажем, между кубизмом и конструктивизмом слишком большая пропасть, чтобы проводить прямую связь. Но выставка предлагает зрителю вслед за Казимиром Малевичем взглянуть на кубистические картины как на чертежи «с планами, объемами, разрезами и проекциями», и вот ты уже видишь в них зачатки конструктивистской мысли. И сколько бы мы ни вспоминали бородатую байку о том, как Татлин якобы выбил из-под Малевича табурет, предлагая тому посидеть на абстрактных категориях цвета и формы, между супрематизмом и конструктивизмом также оказывается куда больше общего, чем декларировалось.

От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов». Фото: Культурный центр «Зотов»

Но поднимемся выше, от 1910-х к 1920-м годам, попутно взглянув сквозь застекленный проем между этажам на флуоресцирующую «Линию» Густава Клуциса. В то время как первый уровень выставки напоминает, скорее, лабораторию, в которой трудятся над преобразованием художественного языка, второй предстает цехом, где находки раннего авангарда используются на практике — для формирования нового человека и облика действительности. Конструктивизм раскрывается здесь не столько как направление, сколько как метод — метод строительства и монтажа чего бы то ни было: здания, фильма, человеческого тела.

От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм

Александр Родченко. Эскиз иллюстрации к первому изданию поэмы В. Маяковского «Про это». Фото: Культурный центр «Зотов»

Александр Родченко создает фотомонтажи к поэме Владимира Маяковского «Про это» как своего рода изобразительные эквиваленты поэтического текста, а поэты-конструктивисты выстраивают текст как визуальную структуру. Арсений Авраамов конструирует из пролетарских гимнов и городских шумов (среди них — сигналы пароходов и заводов, пулеметные очереди, рев гидропланов) «Симфонию гудков» — на выставке она звучит в реконструкции петербургского композитора Дмитрия Григорова. Сам город тоже подвергается пересборке: Илья Голосов проектирует временные трибуны для праздничных мероприятий, а Алексей Бабичев — передвижной театр на грузовых автомобилях. Театральные декорации превращаются в «станок для работы актера» с подвижными составными частями (самый выразительный пример в экспозиции — макет к постановке «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка по чертежам Любови Поповой). Актер тоже трансформируется в машину, для которой Всеволод Мейерхольд разрабатывает универсальную концепцию движения — биомеханику.

От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм

Кадр из короткометражный фильма «Дневники Глумова». Фото: Культурный центр «Зотов»

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн видит себя инженером, который занимается «монтажом аттракционов» — в соответствии с этим принципом он снимает короткометражный фильм «Дневники Глумова», пародирующий хронику Дзиги Вертова, который, в свою очередь, называет объектив камеры «киноглазом». Кстати, у посетителей выставки есть возможность озвучить немые кадры из фильмов Вертова: для этого нужно — желательно одновременно — повертеть ручки шумовых аппаратов, реконструированных по описаниям Владимира Попова.

Авангардные музыка, литература, кинематограф и театр зачастую рассматриваются как явления, параллельные конструктивизму, в то время как они во многом сформированы в русле конструктивистской парадигмы, что и подчеркивают кураторы. Архитектурные проекты, разумеется, тоже составляют важный блок выставки, причем в конкурсных листах и эскизах генпланов начинаешь видеть абстрактные композиции, которые представлены в «протоконструктивистском» разделе экспозиции.

От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов». Фото: Культурный центр «Зотов»

Если игнорировать кураторские тексты, выставка может показаться несколько хаотичной и дезориентирующей. И все-таки она имеет довольно крепкий каркас с несколькими опорными точками: изображенный предмет распадается на детали и плоскости, формируя беспредметную композицию, которая затем преобразуется в структурное построение, а то — обратно в предмет. Недаром сердцем выставки, с механическими клапанами и камерами, выступает вовсе не произведение искусства, а автомобильный двигатель начала XX века — воплощение красоты инженерной мысли и конструкции.

Центр «Зотов»
«1922. Конструктивизм. Начало»
До 12 марта

Источник:www.theartnewspaper.ru

Поделиться этой статьей
VKontakte Telegram Email Copy Link Print
Делиться
Предыдущая статья На грантовую поддержку фермеров Приамурья направили 200 млн рублей
Следующая статья Определён самый быстрый процессор в мире
Оставить комментарий Оставить комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  
« Янв    
- Реклама-

Последние новости

Избивший третьеклассника “за поддержку Украины” первоклассник извинился перед ним
К границам США приближаются ещё два аэростата из Китая
Экс-советник Кучмы Соскин: политика Зеленского завершится диктатурой на Украине
АвтоВАЗ выкупил бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге за €1

Вам также может понравиться

Развлечения

Величие русского балета покажут в петербургском Манеже

07.02.2023
Развлечения

Фото из архива Пола Маккартни покажут на открытии Национальной портретной галереи

05.02.2023
Развлечения

Дома культуры как основа советской ДНК

04.02.2023
Развлечения

История России и русского авангарда, рассказанная через фарфор

02.02.2023
//

IzhevskCity – это городской портал города Ижевска где Вы найдете новости города, погоду и иную полезную информацию.

Быстрые ссылки

Популярные категории

  • УДМУРТИЯ
  • НОВОСТИ
  • ОБЩЕСТВО
  • СПОРТ
  • МОДА
  • ЗДОРОВЬЕ

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Подпишитесь на нашу рассылку новостей, чтобы мгновенно получать наши новые статьи!

    Заполняя форму вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

    Городской портал ИжевскаГородской портал Ижевска
    Подписывайтесь на нас

    © 2022 Новостной портал города Ижевска. Все права защищены.

    • Правила пользования веб-сайтом
    • Политика конфиденциальности

    Удалено из списка для чтения

    Отменить
    С Возвращением!

    Войдите в свою учетную запись

    Забыли пароль?